Развитие познавательного интереса дошкольника

Персональный сайт воспитателя

Зарубей Валентины Ивановны

Развитие познавательного интереса дошкольника

 

 

Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребенка к обучению в школе.

Стремление узнать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и взаимоотношения характеризуют познавательный интерес.

Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах.

Прочные знания – основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить – значит знать».

Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии. Не стремитесь объяснять и рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулках, экскурсиях и по телевизору. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него стремления находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений.

Наблюдение за явлениями в окружающей природе – это удивительные открытия детей, поводы для бесед и экспериментирования.

Организованные наблюдения за природой обогащают практический опыт детей и побуждают к практической исследовательской деятельности: наблюдая за дождем, дети определяют, что дождь – это капельки воды, они мокрые, подвижные, стекаются струйками по окну, по водосточным трубам в большие лужи. На практическом опыте дети убеждаются, что намоченные водой предметы изменяются, как на улице после дождя. Наблюдая за снегом на прогулке, дети отмечают его внешние свойства и особенности, придумывают слова – сравнения, определяют, почему на улице много снега и он не тает. Это подталкивает к экспериментированию: снег тает в теплой группе, снег – это вода.

В своей практике, знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегаю к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.

Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Строя башни из песка, играя с ним, придумывая различные истории, дети получают знания о физических свойствах песка (в сухом, в мокром состоянии, в сравнении с глиной и почвой).

Игры с водой и песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития познавательной активности. Экспериментируя со снегом, водой, льдом, дети научились самостоятельно характеризовать воду в тех физических состояниях, выделять и называть их особенности, делать простые умозаключения: вода бывает жидкой, твердой, в виде льда.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе.

В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Например, предложить ребенку понаблюдать за одуванчиком. Сколько интересных открытий он сделает! Ребенок отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах цветка слетается много насекомых, что семена легкие, как парашютики.

Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности.

К детским вопросам необходимо относится внимательно и бережно, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка. Встречный вопрос «А ты как думаешь сам?»

При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни замирал перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.

Дата последнего обновления страницы 20.11.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»